Брусчатка, которой вымощены дорожки в парках и скверах, надежный и крепкий материал. Годы проходят перед тем, как она изменит вид хотя бы незначительно. Но такая стойкость к нагрузкам и погодным условиям обеспечивается благодаря соблюдению технологии укладки брусчатки, без которых крепкие плитки разрушаются за сезон.
Создание проекта
Первым этапом обеспечивается разметка участка, на котором планируется работа. Потребуются простые инструменты – толстая нить и деревянные колышки. С их помощью отмечается точное место на газоне, где будет пролегать дорожка или располагаться мощеная площадка. Параллельно оценивается качество грунта и рельеф, рассчитывается количество материала. В пункт входит плитка, а также внутренние наполнители.
Подготовка
Второй этап – подготовительный. Проводится снятие верхнего слоя грунта, который является плодородным. Почву используют на других участках для высаживания клумб, удобрения, увеличения высоты.
В процессе снятия проводится анализ грунта на влажность. Если подводные источники близки к поверхности, придется делать дополнительное укрепление фундамента для предотвращения размытия. Альтернативой станут дренажные работы. В определенных случаях приходится применять весь комплекс мер.
После удаления плодородного слоя проводится очистка земли от оставшихся корней. Выкорчевать или сжечь все семена не получится, и некоторые виды трав продолжат расти внутри дорожки. Однако это поможет удалить большую часть.
Создание профиля
Совместив созданный ранее план с выкопанным котлованом для укладки дорожки или площадки, создается профиль. Этим словом называется горизонтальный план расположения наклонов, выступов, поворотов, который ориентирован на выбранную местность. Профиль выкладывается щебнем крупных и средних размеров, выглядит это как утрамбованный слой, создающий углы наклона. Это нужно для правильной циркуляции внутренних вод, а также для стабилизации будущих нагрузок.
Уклоны выставляются в направлении труб и водоотводов. Но регламент может нарушаться из-за нестандартных вариантов расположения коммуникаций, особенностей пролегания внутренних вод.
Обрамление
После создания уклонов начинается возведение отдельного тонкого фундамента для выстраивания бордюра. Он выставляется сразу же после засыхания и до начала засыпания слоев, выкладывания плитки. Это помогает решить задачи:
- Сохранение нужных габаритов, чтобы не возникло дефицита приобретенного материала. Даже незначительное отклонение может создать заметную разницу в фактическом и рассчитанном количестве.
- Укрепление края. Почва и дорожка могут объединяться, что приводит к смещению кладки, нарушению конструкции.
При выставлении бордюрного камня он закрепляется, но между соседними элементами сохраняется промежуток, который обеспечивает сохранение формы после деформации. Она произойдет после засыпки других слоев и укладки плитки. Так как швы видны, то есть относятся к декоративной части дорожки или площадки, они заполняются на последнем этапе.
Засыпка основы
После формирования точных очертаний дорожки, производится засыпка основания. Она выполняется поэтапно, один слой отделяется от другого специальной тканевой основой. Это создает надежный и устойчивый к деформации фундамент. Количество слоев может отличаться в зависимости от проекта для местности, но примерная последовательность выстраивается следующим образом:
- Гравий или щебень средней и мелкой фракции – слой может достигать 20 см в зависимости от близости грунтовых вод.
- Текстиль – оберегает от смешения слоев.
- Крупный речной песок – создает слой для отвода влаги, поднимающейся выше насыпи из камня.
- Текстиль – предотвращает смешивание фракций.
- Бетон, сухая цементная смесь или мелкий песок – один из вариантов выбирается в зависимости от размера плитки, особенностей почвы.
- Брусчатка – укладывается в сухую смесь, отдельные плитки должны плотно прилегать друг к другу для сокращения деформации.
Кроме последнего слоя и текстиля, каждую последующую насыпь утрамбовывают техникой или это делается вручную. Это нужно для сокращения усадки, которая все равно будет, но менее значительной.
Укладка брусчатки
Последний слой выкладывается по правилам:
- на дорожках для пешеходного движения делается уклон к каждой из сторон для стока дождевых вод – ровная поверхность вбирает воду и быстрее разрушается;
- на автомобильных дорогах и на парковочных зонах предусматривается уклон не только для стока воды, но и для компенсации нагрузок от автомобилей.
Последним этапом заполняются швы. В зависимости от производителя, размера отдельных плиток, текстуры можно выбирать мелкий песок или специальную смесь. В первом случае может понадобится дополнительное мытье водой под давлением для удаления излишек заполнителя. После этого мощеная зона открывается для движения.